Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Советский реабилитационный центр»

Беседа 5. Рекомендации родителям по проведению развивающих игр и упражнений для детей раннего возраста

6 мая 2020

Беседа 5. Рекомендации родителям по проведению развивающих игр и упражнений для детей раннего возраста

Ранний возраст - это период психомоторного развития ребенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения малыша. Поэтому в занятия с детьми необходимо включать различные развивающие игры и упражнения: пальчиковая гимнастика, игровые массажи, телесно-ориентированные игры, игры на коленях.

Предлагаем подробно остановиться на каждом из видов игр и упражнений.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально теплый контакт мамы и ребенка. Примеры игр и упражнений.

Зайчата

Под высокой сосной- рука ребенка поднимается вверх, пальчики растопырены

Скачет зайка косой- мама из своих пальцев складывает зайца, пальцы ритмично сгибаются

Под другою сосной- то же самое другой рукой

Скачет зайка другой

Ушки длинные у зайки- мама растирает пальчики малыша

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет- легкие постукивания кончиками пальцев ребенка по столу

Веселит своих зайчат.

Семья

Этот пальчик — дедушка - мама растирающими движениями массирует пальчики, поочередно

начиная с большого

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья! - хлопаем в ладоши

Этот пальчик хочет спать - мама поочередно загибает пальчики ребенка

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот пальчик уж уснул.

А этот давно спит.

Тиши, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики, ура! - разгибаем пальчики и хлопаем в ладоши

Заниматься нам пора.

Здравствуйте, пальчики

Здравствуй, большой пальчик — мамы растирающими движениями делают детяммассаж каждого пальчика

Здравствуй, указательный

Здравствуй, средний

Здравствуй, безымянный

Здравствуй мизинчик,

Здравствуйте, здравствуйте! - Ритмичное разгибание и сгибание пальчиков в кулак

Киска

Мама держит открытую ладонь ребенка в одной своей руке, вторую свою руку сжимает в кулак, мизинец и указательный палец приподнимает («киска»).

Киска к деткам подошла - «киска» движется по ладони ребенка от основания к кончикам пальцев,

Молочка просила,

«Мяу…мяу…» киска говорила - гладим киской боковые части ладони ребенка от основания к кончикам пальцев.

Детки дали молочка - дети второй ладошкой стучат о мамину ладошку.

Кисонька поела - движения «киски» от кончиков пальцев к запястью,

«Мур, мур, мур», - кисонька запела - мама поглаживает киской боковые стороны кисти ребенка.

Маша варежку надела: - гладим кисть с обеих сторон от кончиков пальцев к основанию

- Ой, куда я пальчик дела? - загибаем большой палец руки во внутрь ладони

Нету пальчика, пропал! - вращаем кисть руки с загнутым большим пальцем

В свой домишко не попал,

Маша варежку сняла: - гладим кисть с обеих сторон от основания к кончикам пальцев

Поглядите-ка, нашла! - вращаем кисть, все пальчики расправлены

Ищешь, ищешь и найдешь,

Здравствуй пальчик, как живешь? - жмем большой палец

Раз, два, три, четыре, пять - по очереди разгибаем пальцы из кулачка.

Собираемся гулять - наклоняем кисть вправо-влево

Катя саночки везет -указательным и средним пальцами проводим по ладони

От крылечка до ворот,

А Сережа на дорожке - пальцы щепоткой гуляют по ладошке

Голубям бросает крошки.

Прилетайте птички - подзывающие движения рук

К нам, к нам, к нам!

Зернышки я птичкам - пальцы щепоткой гуляют по ладошке

Дам, дам, дам.

Клювиками птички -ритмично соединяем и разъединяем большой и указательный пальцы

Клю-клю-клю.

Я смотрю на птичек и пою.

Этот пальчик мой танцует – указательный палец массируем, сгибаем, рисуем круг на др. ладошке

И еще кружок рисует,

Эти пальцы ловко скачут, - средний и безымянный прыгают по другой ладошке

Словно легкий-легкий мячик!

А мизинчик мой, малышка, - движения по тексту

Коготком скребет, как мышка,

А большой мой, толстячок, - показываем и укладываем на другую ладонь

Спать улегся на бочок,

А теперь все по порядку – каждым пальцем поочередно касаемся другой ладони

Пальцы делают зарядку.

Пальчик, пальчик, где ты был? – показываем большой пальчик

С этим братцем в лес ходил, - далее массаж каждого пальчика по очереди от основания к кончику

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел да играл, - хлопки в ладоши

Да всех братцев забавлял.

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки ладошкой о ладошку

Мы грибы идем искать

Этот пальчик в лес пошел, - массируем пальцы по очереди, начиная с мизинца

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал

Ну а этот все съел,

Оттого и потолстел!

Вот свернулся еж в клубок, - пальчики сжаты в кулак.

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, - указательным пальцем другой руки касаемся кулака

Ежик сладко потянулся! – пальцы разгибаются и растопыриваются

 

Этот пальчик самый большой, - сгибаем по очереди все пальчики, начиная с большого

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик указательный,

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Не первый, не последний.

Этот пальчик безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

Пошла Маня на базар - хлопаем в ладоши

Принесла домой товар -разводим руками, ладонями вверх

Родной матушке платок, - гладим ладошку

Посерёдочке цветок, - указательным пальцем водим по ладони

Братьям-соколам - разминаем указательный и средний пальцы

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам - разминаем безымянный и мизинец

Да по белым рукавицам.

Летели две птицы, большие птицы - взмахи руками

Стали здороваться:

- Здравствуй, мизинец! - касаемся пальцами одной руки пальцев другой

Здравствуй, безымянный!

Здравствуй, средний!

Здравствуй, указательный!

Здравствуй, большой

Свили гнездышко - полусогнутые пальцы соединяем в замок

И вывели птенцов,

- Пи-пи-пи-пи! – пищат птенцы - подносим руки к уху, слушаем

 

Села птичка на ладошку - мама протягивает малышу ладонь

Посиди еще немножко - малыш складывает пальцы клювиком и стучит по ладошке мамы

Посиди, не улетай!

Улетела. Ай-ай-ай! - малыш поднимает ручку, шевеля пальчиками

Птички, птички, невелички, - соединяем и разводим пальцы рук, сомкнутые в щепотку

Все летали и летали,

Крыльями махали.

Высоко летали, крыльями махали - машем поднятыми руками

Низко летали, крыльями махали - опускаем руки, машем внизу

Далеко летали, крыльями махали - вытягиваем руки вперед, машем

Близко летали, крыльями махали, - приближаем руки к груди

Полетали, устали, - движения по тексту

На головку сели, сели посидели,

Опять полетели.

На ладошку сели, песенку запели: - делаем пальцы клювиком, стучим по другой ладошке

«Клю-клю-клю (2 раза),

Как я зернышки люблю!»

Вот птенцы, а вот гнездо - пальцы правой руки в щепотку (птенцы), левой рукой обхватываем пальцы правой руки (гнездо)

Всем птенцам в гнезде тепло.

Информацию подготовили: Чайникова Н.Г., психолог

Кремнева М.Н., логопед

Дата создания: 06-05-2020