6 мая 2020
Беседа 5. Рекомендации родителям по проведению развивающих игр и упражнений для детей раннего возраста
Ранний возраст - это период психомоторного развития ребенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения малыша. Поэтому в занятия с детьми необходимо включать различные развивающие игры и упражнения: пальчиковая гимнастика, игровые массажи, телесно-ориентированные игры, игры на коленях.
Предлагаем подробно остановиться на каждом из видов игр и упражнений.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально теплый контакт мамы и ребенка. Примеры игр и упражнений.
Зайчата
Под высокой сосной- рука ребенка поднимается вверх, пальчики растопырены
Скачет зайка косой- мама из своих пальцев складывает зайца, пальцы ритмично сгибаются
Под другою сосной- то же самое другой рукой
Скачет зайка другой
Ушки длинные у зайки- мама растирает пальчики малыша
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет- легкие постукивания кончиками пальцев ребенка по столу
Веселит своих зайчат.
Семья
Этот пальчик — дедушка - мама растирающими движениями массирует пальчики, поочередно
начиная с большого
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик — папочка
Этот пальчик — мамочка
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья! - хлопаем в ладоши
Этот пальчик хочет спать - мама поочередно загибает пальчики ребенка
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
А этот давно спит.
Тиши, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Встали пальчики, ура! - разгибаем пальчики и хлопаем в ладоши
Заниматься нам пора.
Здравствуйте, пальчики
Здравствуй, большой пальчик — мамы растирающими движениями делают детяммассаж каждого пальчика
Здравствуй, указательный
Здравствуй, средний
Здравствуй, безымянный
Здравствуй мизинчик,
Здравствуйте, здравствуйте! - Ритмичное разгибание и сгибание пальчиков в кулак
Киска
Мама держит открытую ладонь ребенка в одной своей руке, вторую свою руку сжимает в кулак, мизинец и указательный палец приподнимает («киска»).
Киска к деткам подошла - «киска» движется по ладони ребенка от основания к кончикам пальцев,
Молочка просила,
«Мяу…мяу…» киска говорила - гладим киской боковые части ладони ребенка от основания к кончикам пальцев.
Детки дали молочка - дети второй ладошкой стучат о мамину ладошку.
Кисонька поела - движения «киски» от кончиков пальцев к запястью,
«Мур, мур, мур», - кисонька запела - мама поглаживает киской боковые стороны кисти ребенка.
Маша варежку надела: - гладим кисть с обеих сторон от кончиков пальцев к основанию
- Ой, куда я пальчик дела? - загибаем большой палец руки во внутрь ладони
Нету пальчика, пропал! - вращаем кисть руки с загнутым большим пальцем
В свой домишко не попал,
Маша варежку сняла: - гладим кисть с обеих сторон от основания к кончикам пальцев
Поглядите-ка, нашла! - вращаем кисть, все пальчики расправлены
Ищешь, ищешь и найдешь,
Здравствуй пальчик, как живешь? - жмем большой палец
Раз, два, три, четыре, пять - по очереди разгибаем пальцы из кулачка.
Собираемся гулять - наклоняем кисть вправо-влево
Катя саночки везет -указательным и средним пальцами проводим по ладони
От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке - пальцы щепоткой гуляют по ладошке
Голубям бросает крошки.
Прилетайте птички - подзывающие движения рук
К нам, к нам, к нам!
Зернышки я птичкам - пальцы щепоткой гуляют по ладошке
Дам, дам, дам.
Клювиками птички -ритмично соединяем и разъединяем большой и указательный пальцы
Клю-клю-клю.
Я смотрю на птичек и пою.
Этот пальчик мой танцует – указательный палец массируем, сгибаем, рисуем круг на др. ладошке
И еще кружок рисует,
Эти пальцы ловко скачут, - средний и безымянный прыгают по другой ладошке
Словно легкий-легкий мячик!
А мизинчик мой, малышка, - движения по тексту
Коготком скребет, как мышка,
А большой мой, толстячок, - показываем и укладываем на другую ладонь
Спать улегся на бочок,
А теперь все по порядку – каждым пальцем поочередно касаемся другой ладони
Пальцы делают зарядку.
Пальчик, пальчик, где ты был? – показываем большой пальчик
С этим братцем в лес ходил, - далее массаж каждого пальчика по очереди от основания к кончику
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел да играл, - хлопки в ладоши
Да всех братцев забавлял.
Раз, два, три, четыре, пять – хлопки ладошкой о ладошку
Мы грибы идем искать
Этот пальчик в лес пошел, - массируем пальцы по очереди, начиная с мизинца
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал
Ну а этот все съел,
Оттого и потолстел!
Вот свернулся еж в клубок, - пальчики сжаты в кулак.
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся, - указательным пальцем другой руки касаемся кулака
Ежик сладко потянулся! – пальцы разгибаются и растопыриваются
Этот пальчик самый большой, - сгибаем по очереди все пальчики, начиная с большого
Самый веселый, самый смешной!
Этот пальчик указательный,
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний,
Не первый, не последний.
Этот пальчик безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
Пошла Маня на базар - хлопаем в ладоши
Принесла домой товар -разводим руками, ладонями вверх
Родной матушке платок, - гладим ладошку
Посерёдочке цветок, - указательным пальцем водим по ладони
Братьям-соколам - разминаем указательный и средний пальцы
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам - разминаем безымянный и мизинец
Да по белым рукавицам.
Летели две птицы, большие птицы - взмахи руками
Стали здороваться:
- Здравствуй, мизинец! - касаемся пальцами одной руки пальцев другой
Здравствуй, безымянный!
Здравствуй, средний!
Здравствуй, указательный!
Здравствуй, большой
Свили гнездышко - полусогнутые пальцы соединяем в замок
И вывели птенцов,
- Пи-пи-пи-пи! – пищат птенцы - подносим руки к уху, слушаем
Села птичка на ладошку - мама протягивает малышу ладонь
Посиди еще немножко - малыш складывает пальцы клювиком и стучит по ладошке мамы
Посиди, не улетай!
Улетела. Ай-ай-ай! - малыш поднимает ручку, шевеля пальчиками
Птички, птички, невелички, - соединяем и разводим пальцы рук, сомкнутые в щепотку
Все летали и летали,
Крыльями махали.
Высоко летали, крыльями махали - машем поднятыми руками
Низко летали, крыльями махали - опускаем руки, машем внизу
Далеко летали, крыльями махали - вытягиваем руки вперед, машем
Близко летали, крыльями махали, - приближаем руки к груди
Полетали, устали, - движения по тексту
На головку сели, сели посидели,
Опять полетели.
На ладошку сели, песенку запели: - делаем пальцы клювиком, стучим по другой ладошке
«Клю-клю-клю (2 раза),
Как я зернышки люблю!»
Вот птенцы, а вот гнездо - пальцы правой руки в щепотку (птенцы), левой рукой обхватываем пальцы правой руки (гнездо)
Всем птенцам в гнезде тепло.
Информацию подготовили: Чайникова Н.Г., психолог
Кремнева М.Н., логопед