Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Советский реабилитационный центр»

Беседа 4. Выявление скрытых проблем в социально-эмоциональном развитии ребенка от 1,5 до 3 лет

27 апреля 2020

Беседа 4. Выявление скрытых проблем

в социально-эмоциональном развитии ребенка от 1,5 до 3 лет.

Уважаемые родители, сегодня хотелось бы продолжить разговор о том, как мы можем выявлять скрытые проблемы в социально-эмоциональном развитии ребенка, и в чем эти проблемы выражаются.

После полутора лет, ближе к двум годам признаки неблагополучия эмоционального развития малыша становятся все более очевидными.

1. Остаются и закономерно нарастают трудности произвольной организации его поведения: сложно привлечь его внимание, переключить на какие-то действия, предлагаемые взрослым. Не формируется подражание близким и детям, не усложняются его манипуляции с игрушками (а в ряде случаев они и не привлекают его внимание) – он не обучается играть, а продолжает стереотипно разбрасывать или, наоборот, тщательно раскладывать в ряды машинки, кубики, карандаши, или просто постоянно держит в руках какие-то предпочитаемые предметы (коробочки, палочки, веревочки и т.д.).

2. Становится более выраженным отставание в речевом развитии и его своеобразие. Ребенок может не набирать активного словарного запаса и часто не реагировать на обращенную к нему речь. Могут появляться отдельные слова, словосочетания и даже возможно раннее появление достаточно сложных – «взрослых» фраз, но они не носят характера обращения, не направлены на коммуникацию, не всегда понятна их связь с реальной ситуацией.

3. Не появляется интерес к другим детям(ребенок либо «не замечает» их, либо старается держаться в стороне).

4. Могут появиться необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребенок переживает какое-то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное).

5. Появляются и усиливаются выраженные проблемы поведения (тревожность, пугливость, страхи, которые могут сочетаться с периодом повышенной возбудимости, расторможенности; негативизм; агрессия и самоагрессия; заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление ограничений в еде, сложности смены привычной одежды, маршрута прогулок и т.д.)

6. Могут наблюдаться и признаки регресса развития, когда теряется тот минимум эмоциональных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков ребенка (в том числе и речевых), которые он стал приобретать до того, как научился ходить.

Таким образом, признаки аффективного неблагополучия ребенка раннего возраста проявляются, прежде всего, в трудностях эмоционального контакта с близкими, в малой активности во взаимодействии с ними. Чем раньше будет оказана такому малышу и его близким специальная помощь в налаживании и развитии эмоционального взаимодействия, тем более гибкими, разработанными и эмоционально адекватными будут его способы адаптации к окружению.

Информацию подготовили: Чайникова Н.Г., психолог

Кремнева М.Н., логопед

Дата создания: 27-04-2020