Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Советский реабилитационный центр»

Беседа 3. Выявление скрытых проблем в социально-эмоциональном развитии ребенка от 0 до 1,5 лет

27 апреля 2020

Беседа 3. Выявление скрытых проблем

в социально-эмоциональном развитии ребенка от 0 до 1,5 лет.

Уважаемые родители, сегодня хотелось бы поговорить с вами о том, как и когда мы можем выявлять скрытые проблемы в социально-эмоциональном развитии ребенка, и в чем эти проблемы выражаются.

1. Невыраженность или отсутствие антиципирующей позы (протягивание ручек к наклонившемуся взрослому). Чаще эта особенность соответствует отсутствию стремления быть на руках матери и свидетельствует о ранних признаках пассивности во взаимодействии с близким человеком.

2. Выраженные трудности приспособления к рукам матери, положения на руках.

Трудности могут проявляться в том, что младенец не принимает естественной, комфортной позы. Либо проявляет аморфность (как бы «растекается» на руках) либо наоборот, чрезмерно напрягается, проявляя негибкость, неподатливость (держится «как столбик», не пытается обхватывать маму за шею, цепляться за нее).

3. Недостаточность фиксации взгляда на лице матери. При признаках неблагополучия эмоционального развития сложности установления глазного контакта, либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано. Взгляд малыша трудно бывает поймать не потому, что он вообще его не фиксирует, а потому, что смотрит как бы «сквозь», мимо глаз.

4. Задержка в появлении улыбки и/или ее ненаправленность на близкого человека. Известный феномен «заражения улыбкой» наблюдается уже явно после двухмесячного возраста, и, примерно к трем месяцам, развивается в «комплекс оживления» - первое направленное коммуникативное поведение младенца. При трудностях эмоционального развития улыбка может появляться вовремя, но адресоваться не столько близкому человеку, сколько вызываться другими приятными ребенку впечатлениями (тормошением, музыкой, светом лампы, красивым узором на халате матери и т.д.).

5. Недостаточная активность в исследовании материнского лица и трудности в различении его выражения. Поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, постоянно является (и физически и эмоционально) посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо дифференцирует выражение лица мамы. При неблагополучии аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев - неадекватная реакция на эмоциональное выражение другого. Например, ребенок может заплакать при смехе близкого взрослого или засмеяться при плаче другого человека.

6. Неумение выражать собственное эмоциональное состояние. Также необходимо для адаптации малыша и умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. Обычно в норме оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять его состоянием: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития малыша даже опытная мама, имеющая старших детей, может затрудняться в понимании оттенков его эмоционального состояния, и в более старшем возрасте такой ребенок может продолжать однообразно хныкать и кричать и даже не пытаться пожаловаться иначе.

7. Особенности формирования привязанности. Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Именно на основе его формирования налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с миром. Приведем ниже некоторые характерные варианты нарушения формирования привязанности. Возможно формирование сверхсильной привязанности к одному. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникали рвота и отказ от еды.

8. Задержка или отсутствие развития форм собственного обращения ребенка к взрослому. При благополучном развитии во втором полугодии малыш уже умеет по-разному выражать свои требования и желания, его крик меняется интонационно, начинает приобретать характер просьбы. Около 9 месяцев появляется указательный жест, при этом, когда ребенок просит, он переводит взгляд с желаемого объекта на лицо матери. У младенца с выраженными трудностями эмоционального развития обращения могут не иметь дифференцированного характера, часто родителям бывает сложно догадаться, чего он просит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно кричать, хныкать, не усложняя и не меняя интонацию вокализаций, не направляя взгляда к желаемому объекту, не глядя на маму.

9. Трудности формирования подражания. При нарушениях аффективного развития часто отмечается невыраженность подражания, даже его отсутствие, а иногда - очень длительная задержка в его формировании. В таких случаях родителям бывает трудно чему-нибудь научить своего малыша, который до всего предпочитает доходить сам. Часто не получается вовлечь ребенка даже в самые простые игры, требующие элементов показа и повторения (типа «ладушек»), затруднено бывает обучение жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия. Сложности подражания проявляются не только в том, что ребенок не повторяет действия взрослого, но и в том, что он не пытается повторять слоги и слова.

10. Особенности взаимодействия с сенсорной средой, с предметным миром. Невыраженность исследовательской активности. Ребенок с благополучным эмоциональным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность. Он получает больше радости, и его занятия продолжаются дольше, если взрослый помогает ему, подыгрывает, эмоционально реагирует на его действия. Так, он скорее предпочтет прыгать на коленях у мамы, а не в одиночестве в манеже, с большим удовольствием будет гулить, повторять звуки в присутствии взрослого, манипулировать какой-либо игрушкой или предметом, привлекая его внимание. Ребенок с нарушенным аффективным развитием бывает настолько захвачен определенными сенсорными ощущениями, что его циркулярные реакции надолго фиксируются. Он, например, не пытается возить, нагружать машинку, а продолжает однообразно вращать колеса или держать заведенную игрушку в руках; не строит башенку из кубиков, а стереотипно раскладывает их в однообразный горизонтальный ряд; без конца листает или рвет страницы книги и т.п. Маме или близкому человеку практически не удается подключаться к впечатлениям и действиям, поглощающим ребенка.

Таким образом, признаки аффективного неблагополучия ребенка раннего возраста проявляются, прежде всего, в трудностях эмоционального контакта с близкими, в малой активности во взаимодействии с ними. Чем раньше будет оказана такому малышу и его близким специальная помощь в налаживании и развитии эмоционального взаимодействия, тем более гибкими, разработанными и эмоционально адекватными будут его способы адаптации к окружению.

Информацию подготовили: Чайникова Н.Г., психолог

Кремнева М.Н., логопед

Дата создания: 27-04-2020