Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Советский реабилитационный центр»

Беседа 2. Особенности взаимодействия в паре мать и дитя

27 апреля 2020

Беседа 2. Особенности взаимодействия в паре мать и дитя.

Все особенности взаимодействия матери и ребенка можно представить в виде определенного набора характеристик, другими словами, феноменов взаимодействия. Передача опыта происходит только через общение (только человек, не компьютерная программа, ни подвешенная игрушка, только человек может научить общению).

Потребность в общении у ребенка возникает с момента его рождения. Поэтому разговор матери с ребенком очень важен, ближе к 1 месяцу ребенок начинает выделять взрослого, затем появляется улыбка в ответ на разговор с матерью.

Комплекс оживления – это яркое проявление потребности к общению (ребенок именно так призывает к взаимодействию). И это очень важно, если такая потребность у ребенка возникает.

Существует 2 варианта развития общения —благоприятный и неблагоприятный.

В процентном соотношении признаков неблагоприятного варианта общения, к сожалению, больше.

Каковы основные характеристики общения?

Феномен «Инициативность ребенка в общении с матерью» (как мы все знаем, существует 2 стороны общения: инициатива и ответ). Если ребенок неоднократно проявляет инициативу, то это признак благоприятного развития общения, если инициативы нет, или она демонстрируется однократно, то это, соответственно, признак нарушения развития общения. Следует отметить, что инициатива обязательно должна иметь адресата, должна быть направлена на кого-то, это важно, если ребенок демонстрирует какие-либо действия, но при этом не на кого не обращает внимания – это просто его самостоятельная деятельность. И еще, если у ребенка нет инициатив, то нет и речи, речь всегда инициативна. Как считается многими нашими исследователями, комплекс оживления уже инициатива (если подойти к младенцу, у которого сформирован этот феномен, и просто постоять, подождать, то он начинает проявлять этот комплекс оживления, как бы приглашая к общению).

Как ребенок может демонстрировать проявление инициативы?

Он протягивает предмет, смотрит на мать, вокализирует, может бросить игрушку матери, может использовать указательный жест и т.д. То есть, может использовать разные средства общения - экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые (в том числе вокализация).

Мать должна отвечать на все инициативные действия ребенка, ее ответы должны быть содержательно адекватны. Мы очень часто видим, что мамы не отвечают на инициативные действия детей, не умеют их считывать.

- Феномен «Дистанция при общении».

При благополучном взаимодействии ребенок должен находиться в зоне вытянутой руки матери.

Феномен «Мать комментирует внешний мир для ребенка». Например, играют в ладушки, вдруг ребенок поворачивает голову в сторону, и мама тут же подхватывает: «да, мишка там сидит, на нас смотрит» и потом опять продолжают игру в ладушки. При отсутствии данного феномена, мама не комментирует его отвлечения, говоря при этом, например: «что ты туда смотришь, туда не надо смотреть». Нужно постоянно комментировать все, на что смотрит ребенок, все, что его привлекает.

Феномен «Интерпретация внутреннего мира для ребенка». Внутренний мир формируется из интерпретаций, приписываний матери. Например, «какой ты хороший», «какой ты умный», «молодец у меня», «ой, какая Аня большая, хорошая, замечательная» и т.д. Противоположная картина («вредный», «ну и характер», «сядь уже», «какой ты невнимательный», «да угомонись ты» и т.д.). Очень важно комментировать личностные особенности ребенка позитивно.

Феномен «Коммуникативные действия матери неадекватны уровню развития ребенка». Например, у ребенка есть вокализация, но речи нет. И мама при общении, разбирая игрушки все время спрашивает: «А это что?», «А это кто?». А ребенок-то не говорит. Либо сложные задания дает, или ребенок подрос, а мама продолжает сюсюкать с ним как с маленьким. Т.е. в инициативных и ответных действиях матери, ее комментировании своих действий и действий ребенка не учитывается реальный уровень умений и возможностей ребенка.

Феномен «Способы материнской поддержки (не поддержки) в общении».

- Мать хвалит ребенка (может порицать, но не критиковать). За свои действия (ответные или инициативные) ребенок должен постоянно получать похвалу от матери (поглаживанием, поцелуем, словами и т.д.). При этом похвалы и поощрений больше, чем порицаний.

- Мать критикует ребенка.Критика может носить обобщающий характер («у тебя все не так, ты по-другому не можешь». Передразнивание ребенка - отзеркаливание капризов. «Зачем ты бросил, зачем ты снял шапку, зачем ты туфли снимаешь, а почему ты не хочешь в «улиточку» играть» и т.д. – это все замаскированные упреки.

Феномен«Мать играет наравне с ребенком, используя предметные средства общения» или «Мать наблюдает за игрой ребенка и дает речевые инструкции» (это не благоприятный вариант игры).

Феномен «Мать открыто выражает положительные эмоции» или наоборот «Мать редко улыбается, смех у нее сдержанный, интонации нейтральные, движения скованы». Следует отметить, что эмоциональная сдержанность все-таки фактор неблагополучного общения. Хотя зачастую мам трудно этому научить.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о потребности в общении.

Говоря о ней, нельзя не упомянуть о мотивах общения, которые, как мы все знаем, делятся наделовые, познавательные и личностные.

Познавательные мотивы общения– это когда ребенок только начал ползать, ходить, он лезет везде, достает, открывает и вытаскивает все, что, как говориться, не приколочено. Это нормально, маме нужно садиться рядом и называть, комментировать все, что попадается ребенку под руку. Опасно только то, что опасно: газ, электричество. Все, что не опасно, все можно. У современных родителей есть очень опасная привычка, давать в детские руки чуть не с пеленок гаджиты – это плохо. Надо, чтобы ребенок добывал сам, чтобы ему ничего не давалось легко в познании окружающей действительности.

Со временем у ребенка появляются деловые мотивы общения.Это когда он начинает звать мать (давай пойдем туда-то, давай построим то-то, или поиграем во что-то).

Личностные мотивы общения– это потребность ребенка в признании и поддержке. Эту потребность формирует мать. Слоган этой потребности – «признай и поддержи меня». Только эту потребность ребенок самостоятельно удовлетворить не может. Он будет искать такого человека. К слову сказать, у детдомовских детей эта потребность пожизненная.

При ограниченной, не сформированной потребности в общении ребенок отказывается от общения с матерью, не играет с ней, присутствует полное отрицание любых воздействий. Все это говорит о том, что за ребенком ухаживают, удовлетворяют его физические потребности, но отсутствует нормальное общение с мамой.

Информацию подготовили: Чайникова Н.Г., психолог; Кремнева М.Н., логопед

Дата создания: 27-04-2020
Дата последнего изменения: 27-04-2020